Суббота, 16.02.2019, 17:04
Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного
обучения В настоящее время в связи с переходом в старших классах на профильное обучение возросла роль первичного профессионального самоопределения учащихся, связанного с осознанным выбором профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность успешности обучения в школе на третьей ступени, тем выше качество обучения. Однако, как показывает практика, проблема выбора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. В этой связи одним из действенных путей и средств помощи старшеклассникам в обоснованном выборе профиля и пути дальнейшего образования является совместная работа школы и семьи в этом направлении. Несомненно, семья оказывает существенное влияние на построение профессиональных и жизненных планов старшеклассников. В то же время это влияние родителей по своему содержанию и направленности неоднородно. Задачами совместной деятельности школы с родителями учащихся являются: - изучение
воспитательных возможностей семьи, особенности - расширение круга знании родителей по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения школьников, повышение их педагогической культуры; - активизация участия родителей в совместной со школой профориентационной работе, оказание индивидуальной помощи родителям в процессе формирования профессионального самоопределения учащихся. Поставленными задачами определяются и основные направления взаимодействия школы и семьи в реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Изучение воспитательных возможностей семьи связано прежде всего с необходимостью дифференцированного подхода к работе с ней. Целесообразность дифференцированной работы с родителями обусловлена наличием в различных семьях особенностей воспитания, своеобразием позиций и отношения родителей к проблемам профессионального самоопределения школьников. Дифференцированный подход в подготовке родителей к профориентационной работе предполагает такую систему педагогической деятельности, которая включает в себя точную диагностику типических особенностей воспитательной работы семьи, реальную оценку уровня педагогической культуры и возможностей родителей правильно готовить ребенка к труду и выбору профиля, определение перспектив совершенствования этих возможностей и конкретизацию задач семейного воспитания. Основанием распределения родителей по группам является взятый из теории семейного воспитания один из компонентов педагогической культуры родителей в качестве критерия, а именно - подготовленность родителей к деятельности по профориентации школьников, включающий ряд показателей: - наличие психолого-педагогических знаний и умений по основам профориентации и профессионального самоопределения, позволяющих целесообразно осуществлять подготовку школьников к выбору профиля обучения; - взаимодействие с субъектами школьной
системы профориентации (классным
руководителем, учителями-предметниками, - активное содействие школьнику в развитии профессиональных интересов, способностей; осуществление контроля за его успеваемостью и внешкольными занятиями. Анализ полученного распределения родителей по группам позволяет выявить общие недостатки, присущие группам с различным уровнем подготовленности к работе по профориентации, наметить пути педагогического руководства, направленного на их преодоление. А это связано в первую очередь с решением задачи педагогического просвещения родителей. Наиболее эффективными формами и методами этой работы являются: циклы лекций для родителей по вопросам профессионального самоопределения учащихся, тематические беседы и семинары с отдельными группами родителей, консультации для родителей (родительские субботы), личные беседы педагогов-предметников с членами семьи учащегося («в кругу семьи»), классные и школьные родительские конференции, родительский уголок и другие. Одна из задач педагогического просвещения родителей - научить их правильному изучению личности своих детей, познанию не только их недостатков, но и положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений. Важным направлением является профессиональное просвещение родителей. Родители должны знать, что собой представляет современный мир труда, его необычайную подвижность, изменчивость, динамизм. Знать, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Вследствие этого молодому человеку необходимо овладеть уже не одной профессией, а несколькими смежными профессиями, если он стремится устроить свою профессиональную карьеру более успешно. Поэтому время диктует осуществлять профориентацию не на одну конкретную профессию, а на несколько смежных. Это будет определять и выбор профиля обучения. Кроме того, нужно учитывать, что учащиеся и их родители сегодня продолжают ориентироваться на престижные профессии, рынок которых испытывает избыток: юристов, экономистов, менеджеров, психологов. В то же время множество необходимых обществу профессий оказывается незнакомым для школьников и их родителей. Родителям необходимо хорошо знать систему профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего) в своем регионе и ближайшем окружении, а также профессии и специальности, по которым готовятся в них квалифицированные кадры. Решение задачи активизации участия родителей в совместной со школой профориентационной работе осуществляется в нескольких направлениях. Это прежде всего оказание помощи классным руководителям в подборе необходимого материала о профессиях для составления картотеки описания профессий (профессиограмм) родителей и картотеки описания тех профессий, которые есть на предприятиях и в учреждениях, где работают родители, в расчете на необходимые в ближайшей перспективе профессии. В картотеке описания профессий родителей фиксируются еще интересы, увлечения родителей, сведения об их общественной работе, о том, какую помощь они могут оказать школе. Активность родителей проявляется в организации тематических вечеров, встреч с представителями различных профессий, а также в организации цикла экскурсий на свои предприятия с целью знакомства «в живую» с ведущими профессиями в различных отраслях экономики, в содействии развитию различных форм партнерства школ с производством, в организации и проведении курсов по выбору на этапе предпрофильной подготовки. Желательно, чтобы этих курсов было достаточно много и ими были охвачены все учащиеся. Это откроет для учащихся широкое «поле возможных профильных проб». Родители могут вести в школах занятия по интересам, кружки, спортивные секции, оказывать содействие в развитии интересов и способностей учащихся через элективные курсы, консультационную работу с учащимися по тем профессиям, которыми они владеют. При этом классные руководители, учителя-предметники в совместной работе с родителями по формированию готовности учащихся к выбору профиля обучения и профессионального самоопределения должны учитывать влияние на детей социально-педагогических факторов: микросреды, в которой живут, воспитываются и обучаются дети; средств массовой информации; Интернета; служб занятости населения; психолого-педагогических и медико-социальных центров и других. В рамках профильного обучения совместная работа педагогов и родителей направлена на формирование у старших школьников основных профессионально важных качеств, не только необходимых для конкретно выбранной профессии, но и таких, которые являются универсальными, пригодными для любой профессии: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, инициативность, обязательность во взаимоотношениях с людьми, настойчивость в преодолении трудностей, а также умений доводить работу до конца, творчески относиться к ней, планировать и контролировать свою деятельность, выбирать наиболее рациональный способ выполнения задания и другие. Содержание совместной психолого-педагогической работы школы и родителей, направленной на профессиональное самоопределение школьников, предполагает следующие этапы: - формирование мотивов выбора профессии (стремление приносить пользу семье, обществу и удовлетворить свои материальные потребности); - создание условий для моделирования школьниками своего будущего, реализации профессиональных интересов и планов; - предоставление учащимся возможности широкопрофильной подготовки в сочетании с формированием соответствующей направленности личности, включающей потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, отношения; - формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; - воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным. Такая систематическая работа школы с родителями сказывается на общем повышении их психолого-педагогической культуры, способствует формированию положительного психологического микроклимата в семье, активизирует участие родителей в подготовке собственных детей к сознательному, обоснованному выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. В конечном счете совместная деятельность школы и семьи обеспечивает удовлетворение познавательных интересов учащихся в различных образовательных областях и сферах деятельности, повышает качество общего образования. наверх |
Меню сайтаПоискКалендарь
Друзья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |