МБОУ "Школа № 51" г. Прокопьевска Кемеровской обл.

Вторник, 11.12.2018, 01:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Советы психолога | Регистрация | Вход

Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации 

предпрофильной подготовки и профильного обучения 

В настоящее время в связи с переходом в старших классах на профильное обучение возросла роль первичного профессионального самоопределения учащихся, связанного с осознанным выбором профи­ля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения обра­зования после окончания основной школы.

Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность успешности обучения в школе на третьей ступени, тем выше качество обучения. Однако, как показывает практика, проблема вы­бора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Уча­щиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. В этой связи одним из действенных путей и средств помощи старшеклассникам в обоснованном выборе профиля и пути дальнейшего образования является совместная работа школы и се­мьи в этом направлении. Несомненно, семья оказывает существенное влияние на построение профессиональных и жизненных планов стар­шеклассников. В то же время это влияние родителей по своему содержанию и направленности неоднородно.

Задачами совместной деятельности школы с родителями учащих­ся являются:

-   изучение воспитательных возможностей семьи, особенности
влияния родителей на формирование интересов и готовности уча­щихся к выбору профиля обучения;

-   расширение круга знании родителей по психолого-педагогиче­ским вопросам профессионального самоопределения школьников, повышение их педагогической культуры;

-   активизация участия родителей в совместной со школой профориентационной работе, оказание индивидуальной помощи родите­лям в процессе формирования профессионального самоопределения учащихся.

Поставленными задачами определяются и основные направления взаимодействия школы и семьи в реализации предпрофильной под­готовки и профильного обучения.

Изучение воспитательных возможностей семьи связано прежде всего с необходимостью дифференцированного подхода к работе с ней. Целесообразность дифференцированной работы с родителями обусловлена наличием в различных семьях особенностей воспита­ния, своеобразием позиций и отношения родителей к проблемам про­фессионального самоопределения школьников.

Дифференцированный подход в подготовке родителей к профориентационной работе предполагает такую систему педагогической деятельности, которая включает в себя точную диагностику типиче­ских особенностей воспитательной работы семьи, реальную оценку уровня педагогической культуры и возможностей родителей пра­вильно готовить ребенка к труду и выбору профиля, определение перспектив совершенствования этих возможностей и конкретизацию задач семейного воспитания.

Основанием распределения родителей по группам является взя­тый из теории семейного воспитания один из компонентов педагоги­ческой культуры родителей в качестве критерия, а именно - подго­товленность родителей к деятельности по профориентации школьни­ков, включающий ряд показателей:

- наличие психолого-педагогических знаний и умений по осно­вам профориентации и профессионального самоопределения, позво­ляющих целесообразно осуществлять подготовку школьников к вы­бору профиля обучения;

- взаимодействие с субъектами школьной системы профориента­ции (классным руководителем, учителями-предметниками,
психологом и др.) с целью оказания помощи ученику в выборе профиля обучения;

- активное содействие школьнику в развитии профессиональных интересов, способностей; осуществление контроля за его успеваемо­стью и внешкольными занятиями.

Анализ полученного распределения родителей по группам позво­ляет выявить общие недостатки, присущие группам с различным уровнем подготовленности к работе по профориентации, наметить пути педагогического руководства, направленного на их преодоле­ние. А это связано в первую очередь с решением задачи педагогиче­ского просвещения родителей. Наиболее эффективными формами и методами этой работы являются: циклы лекций для родителей по во­просам профессионального самоопределения учащихся, тематиче­ские беседы и семинары с отдельными группами родителей, консуль­тации для родителей (родительские субботы), личные беседы педагогов-предметников с членами семьи учащегося («в кругу се­мьи»), классные и школьные родительские конференции, родитель­ский уголок и другие.

Одна из задач педагогического просвещения родителей - научить их правильному изучению личности своих детей, познанию не толь­ко их недостатков, но и положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений.

Важным направлением является профессиональное просвещение родителей. Родители должны знать, что собой представляет совре­менный мир труда, его необычайную подвижность, изменчивость, динамизм. Знать, что на смену монопрофессионализму приходит по­липрофессионализм. Вследствие этого молодому человеку необхо­димо овладеть уже не одной профессией, а несколькими смежными профессиями, если он стремится устроить свою профессиональную карьеру более успешно. Поэтому время диктует осуществлять проф­ориентацию не на одну конкретную профессию, а на несколько смеж­ных. Это будет определять и выбор профиля обучения.

Кроме того, нужно учитывать, что учащиеся и их родители сего­дня продолжают ориентироваться на престижные профессии, рынок которых испытывает избыток: юристов, экономистов, менеджеров, психологов. В то же время множество необходимых обществу про­фессий оказывается незнакомым для школьников и их родителей.

Родителям необходимо хорошо знать систему профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего) в сво­ем регионе и ближайшем окружении, а также профессии и специальности, по которым готовятся в них квалифицированные кадры.

Решение задачи активизации участия родителей в совместной со школой профориентационной работе осуществляется в нескольких направлениях. Это прежде всего оказание помощи классным руководителям в подборе необходимого материала о профессиях для со­ставления картотеки описания профессий (профессиограмм) родите­лей и картотеки описания тех профессий, которые есть на предпри­ятиях и в учреждениях, где работают родители, в расчете на необхо­димые в ближайшей перспективе профессии.

В картотеке описания профессий родителей фиксируются еще интересы, увлечения родителей, сведения об их общественной рабо­те, о том, какую помощь они могут оказать школе.

Активность родителей проявляется в организации тематических вечеров, встреч с представителями различных профессий, а также в организации цикла экскурсий на свои предприятия с целью знаком­ства «в живую» с ведущими профессиями в различных отраслях эко­номики, в содействии развитию различных форм партнерства школ с производством, в организации и проведении курсов по выбору на этапе предпрофильной подготовки. Желательно, чтобы этих курсов было достаточно много и ими были охвачены все учащиеся. Это от­кроет для учащихся широкое «поле возможных профильных проб».

Родители могут вести в школах занятия по интересам, кружки, спортивные секции, оказывать содействие в развитии интересов и способностей учащихся через элективные курсы, консультационную работу с учащимися по тем профессиям, которыми они владеют.

При этом классные руководители, учителя-предметники в совмест­ной работе с родителями по формированию готовности учащихся к вы­бору профиля обучения и профессионального самоопределения долж­ны учитывать влияние на детей социально-педагогических факторов: микросреды, в которой живут, воспитываются и обучаются дети; средств массовой информации; Интернета; служб занятости населения; психолого-педагогических и медико-социальных центров и других.

В рамках профильного обучения совместная работа педагогов и родителей направлена на формирование у старших школьников ос­новных профессионально важных качеств, не только необходимых для конкретно выбранной профессии, но и таких, которые являются универсальными, пригодными для любой профессии: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, инициативность, обяза­тельность во взаимоотношениях с людьми, настойчивость в преодо­лении трудностей, а также умений доводить работу до конца, творче­ски относиться к ней, планировать и контролировать свою деятель­ность, выбирать наиболее рациональный способ выполнения задания и другие.

Содержание совместной психолого-педагогической работы шко­лы и родителей, направленной на профессиональное самоопределе­ние школьников, предполагает следующие этапы:

- формирование мотивов выбора профессии (стремление прино­сить пользу семье, обществу и удовлетворить свои материальные по­требности);

- создание условий для моделирования школьниками своего бу­дущего, реализации профессиональных интересов и планов;

- предоставление учащимся возможности широкопрофильной подготовки в сочетании с формированием соответствующей направленности личности, включающей потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, отношения;

- формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;

- воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.

Такая систематическая работа школы с родителями сказывается на общем повышении их психолого-педагогической культуры, спо­собствует формированию положительного психологического микро­климата в семье, активизирует участие родителей в подготовке соб­ственных детей к сознательному, обоснованному выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. В конечном счете совместная деятельность школы и семьи обеспечивает удовлетворе­ние познавательных интересов учащихся в различных образователь­ных областях и сферах деятельности, повышает качество общего об­разования.

наверх

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0