МБОУ "Школа № 51" г. Прокопьевска Кемеровской обл.

Суббота, 22.09.2018, 20:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Советы психолога | Регистрация | Вход

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Когда родители вечером приходят усталые с работы и обна­руживают, что их юный школьник, вместо того чтобы ложиться спать, судорожно доделывает уроки, их мучает один вопрос: по­чему, собственно, их чадо не приготовило уроки в течение дня? Ребенок ответить затрудняется, а разгневанная бабушка или ня­ня сообщают: «Да он просто не хотел садиться за них!».

Дети по-разному относятся к домашним заданиям. Некото­рые с первых учебных дней без лишних напоминаний садятся за уроки и прилежно выполняют все что задано. Другие же отвле­каются, стараются сделать все побыстрее и кое-как. Третьих просто невозможно усадить за стол, им необходимы непрерыв­ный контроль и подгоняющие замечания.

Вместе, но не вместо...

Родители первоклашек нередко жалуются, что приготовле­ние уроков превращается для них в настоящий кошмар. Ребенка сложно усадить за стол, он все время находит предлоги, чтобы отложить неприятное дело на неопределенное время. Если же он все-таки сел делать домашнее задание, то взрослым приходится сидеть у него над душой, без их контроля ребенок не способен довести начатое до конца. Он постоянно отвлекается, письмен­ные упражнения делает небрежно. Нередки случаи, когда ма­лыш просто не знает, что задано, или намеренно умалчивает о «неважных», по его мнению, заданиях. Например, ответить на вопросы, выучить правило или стихотворение. Родители, нау­ченные горьким опытом, вынуждены контролировать и это - звонить кому-то из одноклассников, спрашивать о задании у учителей.

Некоторые мамы и папы, отчаявшись, испытывают большое желание «махнуть на уроки рукой» и пустить все на самотек, мол, «повзрослеет и возьмется за ум». После этого ребенок окончательно «скатывается». Или же родители по возможности делают за ребенка его работу (решают задачи, что-то рисуют), сохраняя таким образом свои нервы и время. При этом они ока­зывают сыну или дочери медвежью услугу, поскольку те все равно не смогут сделать аналогичное задание в классе.

Уйти с боевого поста.

Как же правильно делать с ребенком уроки, какую тактику выбрать? Не сидите у него над душой. Когда малыш начал рабо­ту, встаньте, ходите по комнате, делая какие-нибудь хозяйст­венные дела, время от времени подходите к нему, смотрите, на какой стадии его работа. Если заметили, что маленький ученик отвлекся, спокойным и доброжелательным тоном поинтересуй­тесь его успехами. Поощряйте его вопросы к вам, если что-то непонятно, но не «разжевывайте» ему задания. Ребенок должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость: пусть малыш объяснит вам, как они делали подобное задание в классе, - ведь вы были первоклашкой так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с ребенком в словаре - это, с одной стороны, по­служит сменой деятельности, а с другой, приучит ребенка поль­зоваться справочной литературой.

Бороться с частыми отвлечениями поможет составление расписания, то есть плана выполнения уроков, и развитие у ре­бенка чувства времени. Для начала понаблюдайте за стилем его работы: быстро ли он утомляется от однообразной деятельно­сти, легко ли включается в новое задание или долго «раскачива­ется». Какие из заданий ему даются легче, какие учебные пред­меты ему более интересны? Затем, учитывая индивидуальные особенности своего первоклашки, составьте вместе с ним план выполнения уроков на каждый день. Если ребенок хочет по­смотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарай­тесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Пред­положите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сде­ланное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет малыша, выполнение уроков пере­станет восприниматься им как скучная обязанность. Составляя план работы, помните, что 6-7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте. Поэтому обязательно обес­печьте ему возможность частой смены деятельности.

Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в ком­нате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет вхо­дить только контроль конечного результата. 

Мама, подготовься к школе, или

Как вести себя с ребенком-первоклассником

Первый класс - это серьезное испытание не только для ре­бенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас Ваш ребенок учится самостоятельности, ответственно­сти. Сейчас и больше никогда у него вырабатывается опреде­ленное отношение к самому понятию «школа». А как часто бы­вает: все лето Ваш малыш жил ожиданием Первого сентября...

Вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот – долгожданный сентябрь... Проходит неде­ля-другая, и Вы замечаете, что он уже идет в школу как на ка­торгу, что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с пререканий: «Не пойду! Не хочу! Не буду!». Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хо­рошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это про­изошло, скажите себе «стоп» и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.

Итак, как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс?

1)    Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть
Вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте его
с утра и не дергайте по пустякам. Тем более не стоит сейчас
вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он
так и не убрал на место игрушки, сейчас не время делать ему по
этому поводу замечание).

2)    Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое
нужно ему на сборы в школу, - это Ваша, а не его задача. И если
он не успевает собраться - это Ваша вина: завтра разбудите его
раньше на столько, на сколько он «закопался» сегодня.

3)    Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если ма­лыш завтракает в школе, до школьного завтрака пройдет не­сколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице сложения.

4) Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуй­ся», «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было пло­хих отметок» и т. п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов - ведь у него впереди трудный день.

5) Встречая ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты
сегодня получил?», «Как успехи в школе?» или, еще хуже, иро­ничные высказывания вроде «Ну как, сегодня без двоек?», «Ну, двоечник, как успехи?». Встречайте малыша спокойно, не об­рушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого ра­бочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет с ходу поделиться чем-то, едва вернувшись из школы, - не откладывайте разговор на по­том, выслушайте его - это не займет много времени. Подумайте о том, как иногда Вам самой важно, чтобы Вас кто-нибудь выслушал.

6) Если Вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, недопытывайтесь,  пусть успокоится.  Тогда и расскажет все  сам. А нет – осторожно поинтересуйтесь позже. Но не пытайтесь удовлетворить свое любопытство сию минуту.

7) Интересуйтесь  успехами  ребенка  у  учителей,   но   НЕ В ПРИСУТСТВИИ малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны  -они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.

8) Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы са­дился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если Ваш первоклашка поспит полтора часика - это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.

9)   Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий нужно делать 10-15-минутные «перемен­ки», и лучше, если они будут подвижными.

10)  Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Спокой­ный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай раз­беремся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьете у ребенка охоту просить Вас о помощи в будущем.

11)Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то, то...». Это по­рочная практика - у ребенка выработается неверное представле­ние о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, де­лает Вам одолжение, за которое Вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кро­ме того, условие, которое Вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и Вы окажетесь в сложной ситуации - либо быть последовательной до конца и тем самым несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое «родительское слово».

12)Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не от­влекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи.  Пусть  в этот момент он поймет, что для Вас нет ничего важнее его дел, забот, радо­стей и неудач.

13)Выработайте единую тактику общения с первоклассни­ком всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что - нет, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой или что Вы сами до всего дойдете. Изо­бретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка - не самый подходящий полигон для экспериментов.

1/span>span style=font-size: 12pt>4)Помните, что в течение учебного года есть «критиче­ские» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок бы­стрее утомляется, у него снижена работоспособность. Для пер­воклашки это первые 4—6 недель (3-4 недели для учеников 2-4классов), затем - конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четвер­ти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к со­стоянию ребена.

15)Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто мож­но слышать в обращении к 7-8-летним: «Ты уже большой!») любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопив­шееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуж­дать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и в Ваших руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему и себе нервы.

наверх

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0